Богиня Парвати.
Парвати Дэви, Кали Дэви, Парвати - это сила и супруга Шивы, бога дезинтеграции и разрушения. Подавляющее большинство богинь индуизма являются аспектами или видоизменениями Парвати, Имена, под которыми она известна и под которыми ей поклоняются, слишком многочисленны, чтобы иx все перечислять. Если некоторые из них, такие, как Парвати, Хаймавати, Гириджа и Дакшаяни указывают на её происхождение от Гималаев или от Дакши (одного из прародителей человечества), то другие, такие, как Шиваа (супруга Шивы), Мридани, Рудрани и Сарвани, подчёркивают её аспект как супруги Шивы. Такие из её имён, как Арпана или Ума, имеют специфическое значение и связаны с некоторыми историями изпуран.
Согласно пураническим описаниям, в своем первом воплощении она была Дакшаяни, дочерью Дакши и Прасути, и вышла замуж за Господа Шиву. Неспособный понять величие Шивы, Дакша однажды оскорбил его и затаил на него злобу. Когда он решил совершить большое жертвоприношение, единственным из высоких гостей, кто не был на него приглашён, оказался сам Шива. Однако вопреки совету своего супруга, Дакшаяни всё-таки пошла на это жертвоприношение без приглашения и после того, как по отношению к ней было выражено пренебрежение, она покончила с собой, бросившись в жертвенный огонь. Вследствие этого она стала известна как Caтu, целомудренная. Затем она воплотилась вновь как Парвати, дочь Химавата (владыки Гималаев) и Мены. После совершения суровой аскезы ей удалось умилостивить Шиву и заставить его взять её себе в жёны.
Во время сурового тапаса, предпринятого ею, она отказалась есть даже сухие листья, чтобы поддерживать своё существование. Её мать Мена, будучи не в силах выносить её самоистязания, пыталась уговорить её словами: "У-ма" (моя дорогая, не делай этого!), что и принесло ей ещё одно имя (Ума). Будучи дочерью Гималаев (обители снегов), она должна быть Гаури (белой). Как матерь вселенной она является Амбой или Амбикой, где оба слова означают "мать".
Так же, как и её супруг Шива, она имеет два аспекта: мирный и устрашающий. Как Парвати или Ума она представляет мирный аспект божества. В этом аспекте она обычно изображается с Шивой и имеет две руки, правая из которых держит голубой лотос, а левая находится в свободном положении, опущенной вниз. Изображение богато украшено. Если она изображается без Шивы, она обычно представляется четырехрукой - в двух руках она держит красный и голубой лотосы, а две другие изображают варада- и абхая-мудры.
Хотя все женские божества считаются и именуются Шакти их супругов, слова "Шакти" и "Дэви" более часто -если не исключительно - относятся к Шакти Шивы, бесчисленным аспектам Парвати. Если рассматривать Шиву как Махадэву, Верховного Бога, то Парвати - это его сила, посредством которой вселенная появляется, существует и исчезает.
Гималаи (и их владыка Хималай) символизируют акашу или эфир, то есть первый фундаментальный элемент Мена персонифицирует интеллект, Отсюда их потомство, дочь Парвати, символизирует сознательную субстанцию мира. Именно поэтому она называется Ума (свет, сияющая). На индивидуальном уровне Ума-Хаймавати означает Брахмавидъю или духовную мудрость, посредством которой достигается единение с Шивой, или Богом.
Будучи супругой Шивы, который есть также Рудра, свирепый, она имеет и устрашающие аспекты, требующие, однако, особого рассмотрения.
Интересно отметить, что часто в её руках можно видеть вишну-истскне символы - шанкху (раковину) и чакру (диск). Хотя пураны описывают её как сестру Вишну, вполне возможно, что Вишну - это активный .аспект силы Шивы, и отсюда его символы в руках Дэви, Это предположение получает большую обоснованность на основании того факта, что в изображениях Шивы как Хари-Хары левую сторону представляет Вишну, а в форме Ардханаршивары левую половину представляет Дэви.