Стивен Дж. Роузен (Сатьяраджа дас)
Благоприятные молитвы
намас те нара-симхайа
прахладахлада-дайине
хиранйакашипор вакшах
шила-танка-накхалайе
Я в глубоком почтении склоняюсь перед дарующим радость Прахладе Махараджу Господом Нарасимхой, ногти которого резцами вонзились в каменную грудь Хиранйакашипу.
ито нрисимхах парато нрисимхо
йато йато йами тато нрисимхах
бахир нрисимхо хридайе нрисимхо
нрисимхам адим шаранам прападйе
Господь Нарасимха находится повсюду. Он везде, куда бы я ни отправился. Он в сердце, Он повсюду. Я предаюсь Нарасимхадеве, высшему убежищу, из которого исходит всё.
угро пй анугра эвайам
сва-бхактанам нри-кешари
кешарива сва-потанам
анйешам угра-викрамах
Свирепая львица нежна со своими детенышами. Точно так же и Господь Нарасимха, будучи грозным по отношению к таким непреданным, как Хиранйакашипу, несказанно добр и мягок с такими чистыми преданными, как Прахлад Махарадж.
Введение
В историю о Нарасимхадеве - проявлении Верховного Бога Вишну, снизошедшего, чтобы уничтожить тирана Хиранйакашипу и даровать своему близкому преданному, Прахладе, невероятное блаженство - можно верить, можно нет, но она, тем не менее, рассказывается и пересказывается не одну тысячу лет, и в нее верят миллионы вайшнавов со всего мира. В священных писаниях Древней Индии развлечения Господа Нарасимхи описаны по-разному. Возможно, что впервые (и наиболее коротко) об этом событии было упомянуто в "Махабхарате" (3.272.56-60). Помимо этих пяти стихов, есть еще семнадцать версий данной истории, изложенных как лаконично, так и весьма пространно в следующих писаниях: "Бхагавата Пурана" (2.7.14 и 7.2-10.47), "Агни Пурана" (4.2-3), "Брахманда Пурана" (2.5.3-29), "Вайу Пурана" (67.61-66), "Харивамша" (41 и 3.41-47), "Брахма Пурана" (213.44-79), "Вишнудхармоттара Пурана" (1.54), "Курма Пурана" (1.15.18-72), "Матсйа Пурана" (161-163), "Падма Пурана" ("Уттара-кханда", 5.42), "Шива Пурана" (2.5.43 и 3.10-12), "Линга Пурана" (1.95, 96), "Сканда Пурана" 7(2.18.60-130) и "Вишну Пурана" (1.16-20). Кроме того, существуют также многочисленные "Стхала Пураны", народные предания, написанные на различных диалектах и воспринимаемые как священные преданными всего полуострова. В некоторых из них изложена суть истории о Нарасимхе, а имя Прахлада либо упоминается вскользь, либо не упомянуто вообще; другие рассказывают и о Прахладе, и, особенно, о том, как он оказался единственным, кто был наделен божественным зрением, с помощью которого смог увидеть вселенскую форму Господа Нарасимхи; и, в конце концов, мы находим детальные описания этой истории, содержащие множество подробностей, где на первый план выходит святость Прахлада, как, например, в "Бхагавата Пуране".
Однако, и письменно изложенные документы, и устные предания содержат лишь намеки на лилы Человекольва, поскольку это сложная тема, которая дает ход воображению: свирепое, кровожадное воплощение Господа, воплотившее в себе черты льва и человека, разрывает голыми руками Хиранйакашипу, а в это время его сын, юный Прахлад, с восторгом на все это смотрит и с любовью возносит убийце своего отца молитвы.
Согласно одним источникам, Господь Нарасимха явился в этот мир в Сатйа-йугу, согласно другим - в Трета-йугу. Пураны, однако, сходятся в том, что это было в предрассветные сумерки на рубеже двух йуг - Сатйи и Треты, десятки тысяч лет назад. В дополнение к этой информации Рупа Госвами доказывает в своей "Лагху Бхагаватамрите" (3.65), что всё это случилось до того, как взбили молочный океан во времена правления шестого Ману. Это утверждение отодвигает дату явления Господа Нарасимхи на миллионы лет назад. Высшее откровение Вед, предполагает, конечно же, что игры Нарасимхадевы бесконечны и повторяются во множестве вселенных как по доброй воле самого Господа, так и по воле Его преданных. Фактически, утверждается, что в разные кальпы воплощение Нарасимхи происходит по-разному, и Его инкарнации отличаются друг от друга не только своими играми, но даже и внешне. Иногда Он выглядит как человеколев, иногда - отчасти как человеколев, а отчасти - как вепрь, хотя и в этих случаях Он известен под именем Нарасимхи ("человекольва").
Некоторые говорят, что Он вообще являлся не на этой планете. "Бхагавата Пурана" (5.18.7) рассказывает нам, что Нарасимхадева обитает на территории, известной как Хари-варша, которая, хотя и находится рядом с Бхарата-варшей (Землей) и относится к той же средней планетной системе, что и мы, является, тем не менее, многомерной вселенной, обитатели которой вкушают райских наслаждений; говорится, что Господь Нарасимха является там господствующим Божеством.
В другом месте "Бхагаваты" (7.4.8) история о Нарасимхе разворачивается, кажется, в самом роскошном дворце Индры, на высших планетах. Некоторые историки утверждают, что Прахлад, мальчик-преданный из истории о Нарасимхе, родился в городе Мулатане, что в Пенджабе, в династии Кашйапы Муни. Другие говорят, что игры Нарасимхи происходили в Симхачаламе, княжестве на юге Индии, в штате Андхра-Прадеш. Третьи склоняются в пользу Ахобалама, также расположенного в Андхре, где находятся девять Божеств Нарасимхи (Нава Нарасимха Кшетрам) и где благочестивые преданные и по сей день показывают посетителям остатки угра-стамбхи, колонны, из которой, как говорят, явился Господь Нарасимха, и даже холм, с которого, предположительно, сбросили Прахлада. Также в Ахобаламе большой популярностью пользуются так называемая Прахлад Бади - развалины школы, где святого мальчика демоны-учителя заставляли учиться, и Ракта-кунда, небольшой пруд, в котором, по преданию, Нарасимха смыл со своих рук кровь Хиранйакашипу.
Поскольку мои личные представления о Нарасимхе основаны на традициях гаудийа-вайшнавов, мне немного известно о паломничестве, совершенном в Симхачалам Чайтанйей Махапрабху и придающем достоверность тому предположению, что события, связанные с Нарасимхой, происходили именно здесь. С другой стороны, Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, выдающийся святой современной Гаудии, кажется, согласился со своим учеником, рассказавшим ему, что многие шривайшнавы считают местом игр Нарасимхи Ахобалам и что их убеждения основаны на "Брахманда Пуране". Однако, и Прабхупада, и большинство вайшнавов современности сходятся во мнении, что основная масса событий, о которых упоминается в истории о Нарасимхе, происходила не на этой планете.
Согласно традиции Гаудии, Нарасимха, Рамчандра и Кришна считаются паравастха-аватарами, то есть "наиболее важными формами Господа" ("Лагху Бхагаватамрита", 5.16). И тем не менее, та же самая традиция является единственной, в которой Нарасимха считается Ишта-девой, или "избранным Господом", поскольку Его основная функция как Божества - устранять препятствия с пути бхакти. И гаудийа-вайшнавы действительно молятся Ему именно таким образом. Поэтому Он выглядит как своего рода духовный соратник Ганеша - полубога, избавляющего от невзгод материального мира. В "Брахма-самхите" (5.50) говорится, что Ганеш фактически черпает свое могущество из стопы Господа Нарасимхадевы, которую он держит у себя на голове. Также гаудийи считают, что отдохнуть после убийства Хиранйакашипу Нарасимхадева пришел в Бенгалию; говорят, что Он напился из прохладной реки Мандакини, которая нынче не существует. Так или иначе, юго-восточная окраина Навадвипа, известная как Нарасимха Палли, и по сей день является местом паломничества.
Но не только бенгальские вайшнавы считают Нарасимхадеву своей собственностью. Вайшнавы Ориссы также считают, что Господь Нарасимха ни чем не отличается от Господа Джаганнатхи, и в восточной Индии существует даже отдельная школа живописи, посвященная изображению своего рода гибрида Нарасимхи и Джаганнатхи. Загадочны также и отношения между Нарасимхой и шиваитским божеством Бхаирава-Экападой, вместе с которым Нарасимха вошел в некоторые другие индуистские круги.
В эзотерической литературе Панчаратры, особенно в "Ишвара-самхите" (известной также под названием "Нарасимхакальпа"), описаны различные формы Господа Нарасимхи. Центральной фигурой этого, а также других подобных произведений, содержащих выражения почтения, мантры и мудры, является Господь Нарасимхадева. В этих текстах описаны также древние ритуалы посвящения Нарасимхе, способные очистить любые касты, наделяя обладателей мантр Нарасимхи могуществом, достаточным для преодоления духовных и материальных препятствий на пути бхакти. Что касается этих особых ритуалов дикши, то существуют метафорические интерпретации истории о Нарасимхе, где ногти Господа сравниваются со снаряжением, которое берет с собой идущий по стезе бхакти, поскольку они могут в клочья разорвать его пагубные пристрастия ("хиранйакашипу").
Некоторые из особенностей, касающихся различных форм и поз, в которых можно изображать Господа Нарасимху, были переведены из "Ишвара-самхиты" и других подобных писаний моим ученым коллегой Г. Дэниелом Смитом и собраны им в книге "Иконография вайшнавизма" (Мадрас, Панчаратра Паришодхана Паришад, 1969 г., с. 138-139).
Нарасимха, воплощение льва, может быть изображен различными способами: сидя и стоя, свирепым и ласковым, один и в окружении своих спутников, а также в сочетании вышеуказанных элементов. Обычно его изображают с головой льва и телом человека. На самых устрашающих изображениях он показан с тремя огромными навыкате глазами, зияющей пастью, клыками, массивной развевающейся гривой и хвостом, скребущим по земле. Челюсти его острые, и, если он изображен сидя, то зачастую показывают, как он разрывает демона у себя на коленях.
Обычно он светлого или белого цвета, иногда желтого, а иногда изначальный цвет изображения вообще неясен, поскольку замазан красным. Он может быть обрамлен огненно-красным ореолом и в большинстве случаев изображается со шнуром "упавита" и многочисленными украшениями.
Обычно у него четыре руки, в которых он держит по крайней мере шанкху и чакру, но он также может изображаться с двумя руками, восемью, десятью, шестнадцатью или даже более, с различными украшениями и видами оружия.
Если же он выглядит более ласковым - опять-таки, стоя или сидя - то его изображают несколько похожим на йога, или же с одной или более супругами, держащим различные виды оружия в соответствии с числом своих рук. Также рядом с ним могут быть изображены Брахма и другие.
Другие формы, которые может принимать Нарасимха, таковы: огромный лев, слизывающий все сущее; воплощение Истины, Знания и Блаженства; комбинированная форма, напоминающая Вараху; или же в изображении могут присутствовать мотивы Сударшаны - он может либо держать диск, как оружие, либо слиться с ним в одно целое. ...Что касается точных размеров [божества], то их вполне можно узнать.
Различных особенностей в иконографии Нарасимхи существует множество, но две наиболее часто изображаемые сцены - это разные моменты битвы между Божеством и Хиранйакашипу и Нарасимха, выпускающий своими ногтями демону кишки. В конце этой книги находятся иллюстрации, в которых мы попытались представить самые различные изображения Нарасимхи, от ласкового, сидящего со своей супругой и Прахладом, до жестокого убийцы Хиранйакашипу, от Нарасимхи в медитативной йога-мандале до Нарасимхи, представленного как центр всех воплощений на редкой фотографии Даш-аватар, от исторических икон Южной Индии и барельефов субконтинента до изображения Нарасимхадевы, находящегося в Калифорнии и по всему миру.
Наша книга начинается с обзора самой истории, включающего в себя детали из нескольких различных источников, но следующего, в основном, версии, изложенной в "Бхагавата Пуране". Особое внимание будет уделено истории о Варахе и Хиранйакше, поскольку она играет значительную роль в развитии Нарасимха-лилы. В следующем разделе собраны молитвы, преимущественно те, что были произнесены Прахладом. И хотя в этом разделе собраны далеко не все молитвы, он, тем не менее, дает представление о духе преданности Нарасимхадеве, присущему вайшнавам со всего мира. Затем, в третьем разделе, представлено наше исследование, касающееся теологического аспекта данной истории - мы рассмотрели следующий вопрос: обладает ли Бог какой-либо внешностью? И, если да, то справедливо ли считать изображения Нарасимхи возможными проявлениями этой внешности? Что подразумевается под личностным аспектом Бога на Западе и что на Востоке? И в последнем, четвертом разделе, находятся фотографии вышеупомянутых изображений, поскольку они являются существенной частью проявления Нарасимхи и совершенно необходимы при совершении Ему поклонения.
Я хочу поблагодарить своих многочисленных друзей за использованные в данном издании фотографии, а также за другую разнообразную помощь в издании этой книги, особенно Дасаппу и Джеральда Сурйу, Гопала Бхатта, Гопавриндапала, Андрея Петрова, Г. Дэниела Смита, Гая Бека, Йогешвара, Чатуратму, Йамараджа из BTG, Гаура Кешаву, Йашоданандана, Индрадйумну Свами, Дхрити и Рамдаса, Майапура, Сатйанарайану, 108, Стива и Кейт, а также неутомимых преданных со Второй авеню, 26. Всем этим преданным, а также многим другим - вы знаете, кого я имею в виду! - я должен огромное число раз выразить свою благодарность.
УГРА НАРАСИМХА
Здесь изображено божество Нарасимхадевы с восемью руками, в клочья разрывающее Хиранйакашипу, и Прахлад, взирающий на это, находясь под коленом Господа Нарасимхи.
(Кришнапур Матх, Удупи, Карнатака.)
Благоприятные молитвы
намас те нара-симхайа
прахладахлада-дайине
хиранйакашипор вакшах
шила-танка-накхалайе
Я в глубоком почтении склоняюсь перед дарующим радость Прахладе Махараджу Господом Нарасимхой, ногти которого резцами вонзились в каменную грудь Хиранйакашипу.
ито нрисимхах парато нрисимхо
йато йато йами тато нрисимхах
бахир нрисимхо хридайе нрисимхо
нрисимхам адим шаранам прападйе
Господь Нарасимха находится повсюду. Он везде, куда бы я ни отправился. Он в сердце, Он повсюду. Я предаюсь Нарасимхадеве, высшему убежищу, из которого исходит всё.
угро пй анугра эвайам
сва-бхактанам нри-кешари
кешарива сва-потанам
анйешам угра-викрамах
Свирепая львица нежна со своими детенышами. Точно так же и Господь Нарасимха, будучи грозным по отношению к таким непреданным, как Хиранйакашипу, несказанно добр и мягок с такими чистыми преданными, как Прахлад Махарадж.
Введение
В историю о Нарасимхадеве - проявлении Верховного Бога Вишну, снизошедшего, чтобы уничтожить тирана Хиранйакашипу и даровать своему близкому преданному, Прахладе, невероятное блаженство - можно верить, можно нет, но она, тем не менее, рассказывается и пересказывается не одну тысячу лет, и в нее верят миллионы вайшнавов со всего мира. В священных писаниях Древней Индии развлечения Господа Нарасимхи описаны по-разному. Возможно, что впервые (и наиболее коротко) об этом событии было упомянуто в "Махабхарате" (3.272.56-60). Помимо этих пяти стихов, есть еще семнадцать версий данной истории, изложенных как лаконично, так и весьма пространно в следующих писаниях: "Бхагавата Пурана" (2.7.14 и 7.2-10.47), "Агни Пурана" (4.2-3), "Брахманда Пурана" (2.5.3-29), "Вайу Пурана" (67.61-66), "Харивамша" (41 и 3.41-47), "Брахма Пурана" (213.44-79), "Вишнудхармоттара Пурана" (1.54), "Курма Пурана" (1.15.18-72), "Матсйа Пурана" (161-163), "Падма Пурана" ("Уттара-кханда", 5.42), "Шива Пурана" (2.5.43 и 3.10-12), "Линга Пурана" (1.95, 96), "Сканда Пурана" 7(2.18.60-130) и "Вишну Пурана" (1.16-20). Кроме того, существуют также многочисленные "Стхала Пураны", народные предания, написанные на различных диалектах и воспринимаемые как священные преданными всего полуострова. В некоторых из них изложена суть истории о Нарасимхе, а имя Прахлада либо упоминается вскользь, либо не упомянуто вообще; другие рассказывают и о Прахладе, и, особенно, о том, как он оказался единственным, кто был наделен божественным зрением, с помощью которого смог увидеть вселенскую форму Господа Нарасимхи; и, в конце концов, мы находим детальные описания этой истории, содержащие множество подробностей, где на первый план выходит святость Прахлада, как, например, в "Бхагавата Пуране".
Однако, и письменно изложенные документы, и устные предания содержат лишь намеки на лилы Человекольва, поскольку это сложная тема, которая дает ход воображению: свирепое, кровожадное воплощение Господа, воплотившее в себе черты льва и человека, разрывает голыми руками Хиранйакашипу, а в это время его сын, юный Прахлад, с восторгом на все это смотрит и с любовью возносит убийце своего отца молитвы.
Согласно одним источникам, Господь Нарасимха явился в этот мир в Сатйа-йугу, согласно другим - в Трета-йугу. Пураны, однако, сходятся в том, что это было в предрассветные сумерки на рубеже двух йуг - Сатйи и Треты, десятки тысяч лет назад. В дополнение к этой информации Рупа Госвами доказывает в своей "Лагху Бхагаватамрите" (3.65), что всё это случилось до того, как взбили молочный океан во времена правления шестого Ману. Это утверждение отодвигает дату явления Господа Нарасимхи на миллионы лет назад. Высшее откровение Вед, предполагает, конечно же, что игры Нарасимхадевы бесконечны и повторяются во множестве вселенных как по доброй воле самого Господа, так и по воле Его преданных. Фактически, утверждается, что в разные кальпы воплощение Нарасимхи происходит по-разному, и Его инкарнации отличаются друг от друга не только своими играми, но даже и внешне. Иногда Он выглядит как человеколев, иногда - отчасти как человеколев, а отчасти - как вепрь, хотя и в этих случаях Он известен под именем Нарасимхи ("человекольва").
Некоторые говорят, что Он вообще являлся не на этой планете. "Бхагавата Пурана" (5.18.7) рассказывает нам, что Нарасимхадева обитает на территории, известной как Хари-варша, которая, хотя и находится рядом с Бхарата-варшей (Землей) и относится к той же средней планетной системе, что и мы, является, тем не менее, многомерной вселенной, обитатели которой вкушают райских наслаждений; говорится, что Господь Нарасимха является там господствующим Божеством.
В другом месте "Бхагаваты" (7.4.8) история о Нарасимхе разворачивается, кажется, в самом роскошном дворце Индры, на высших планетах. Некоторые историки утверждают, что Прахлад, мальчик-преданный из истории о Нарасимхе, родился в городе Мулатане, что в Пенджабе, в династии Кашйапы Муни. Другие говорят, что игры Нарасимхи происходили в Симхачаламе, княжестве на юге Индии, в штате Андхра-Прадеш. Третьи склоняются в пользу Ахобалама, также расположенного в Андхре, где находятся девять Божеств Нарасимхи (Нава Нарасимха Кшетрам) и где благочестивые преданные и по сей день показывают посетителям остатки угра-стамбхи, колонны, из которой, как говорят, явился Господь Нарасимха, и даже холм, с которого, предположительно, сбросили Прахлада. Также в Ахобаламе большой популярностью пользуются так называемая Прахлад Бади - развалины школы, где святого мальчика демоны-учителя заставляли учиться, и Ракта-кунда, небольшой пруд, в котором, по преданию, Нарасимха смыл со своих рук кровь Хиранйакашипу.
Поскольку мои личные представления о Нарасимхе основаны на традициях гаудийа-вайшнавов, мне немного известно о паломничестве, совершенном в Симхачалам Чайтанйей Махапрабху и придающем достоверность тому предположению, что события, связанные с Нарасимхой, происходили именно здесь. С другой стороны, Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, выдающийся святой современной Гаудии, кажется, согласился со своим учеником, рассказавшим ему, что многие шривайшнавы считают местом игр Нарасимхи Ахобалам и что их убеждения основаны на "Брахманда Пуране". Однако, и Прабхупада, и большинство вайшнавов современности сходятся во мнении, что основная масса событий, о которых упоминается в истории о Нарасимхе, происходила не на этой планете.
Согласно традиции Гаудии, Нарасимха, Рамчандра и Кришна считаются паравастха-аватарами, то есть "наиболее важными формами Господа" ("Лагху Бхагаватамрита", 5.16). И тем не менее, та же самая традиция является единственной, в которой Нарасимха считается Ишта-девой, или "избранным Господом", поскольку Его основная функция как Божества - устранять препятствия с пути бхакти. И гаудийа-вайшнавы действительно молятся Ему именно таким образом. Поэтому Он выглядит как своего рода духовный соратник Ганеша - полубога, избавляющего от невзгод материального мира. В "Брахма-самхите" (5.50) говорится, что Ганеш фактически черпает свое могущество из стопы Господа Нарасимхадевы, которую он держит у себя на голове. Также гаудийи считают, что отдохнуть после убийства Хиранйакашипу Нарасимхадева пришел в Бенгалию; говорят, что Он напился из прохладной реки Мандакини, которая нынче не существует. Так или иначе, юго-восточная окраина Навадвипа, известная как Нарасимха Палли, и по сей день является местом паломничества.
Но не только бенгальские вайшнавы считают Нарасимхадеву своей собственностью. Вайшнавы Ориссы также считают, что Господь Нарасимха ни чем не отличается от Господа Джаганнатхи, и в восточной Индии существует даже отдельная школа живописи, посвященная изображению своего рода гибрида Нарасимхи и Джаганнатхи. Загадочны также и отношения между Нарасимхой и шиваитским божеством Бхаирава-Экападой, вместе с которым Нарасимха вошел в некоторые другие индуистские круги.
В эзотерической литературе Панчаратры, особенно в "Ишвара-самхите" (известной также под названием "Нарасимхакальпа"), описаны различные формы Господа Нарасимхи. Центральной фигурой этого, а также других подобных произведений, содержащих выражения почтения, мантры и мудры, является Господь Нарасимхадева. В этих текстах описаны также древние ритуалы посвящения Нарасимхе, способные очистить любые касты, наделяя обладателей мантр Нарасимхи могуществом, достаточным для преодоления духовных и материальных препятствий на пути бхакти. Что касается этих особых ритуалов дикши, то существуют метафорические интерпретации истории о Нарасимхе, где ногти Господа сравниваются со снаряжением, которое берет с собой идущий по стезе бхакти, поскольку они могут в клочья разорвать его пагубные пристрастия ("хиранйакашипу").
Некоторые из особенностей, касающихся различных форм и поз, в которых можно изображать Господа Нарасимху, были переведены из "Ишвара-самхиты" и других подобных писаний моим ученым коллегой Г. Дэниелом Смитом и собраны им в книге "Иконография вайшнавизма" (Мадрас, Панчаратра Паришодхана Паришад, 1969 г., с. 138-139).
Нарасимха, воплощение льва, может быть изображен различными способами: сидя и стоя, свирепым и ласковым, один и в окружении своих спутников, а также в сочетании вышеуказанных элементов. Обычно его изображают с головой льва и телом человека. На самых устрашающих изображениях он показан с тремя огромными навыкате глазами, зияющей пастью, клыками, массивной развевающейся гривой и хвостом, скребущим по земле. Челюсти его острые, и, если он изображен сидя, то зачастую показывают, как он разрывает демона у себя на коленях.
Обычно он светлого или белого цвета, иногда желтого, а иногда изначальный цвет изображения вообще неясен, поскольку замазан красным. Он может быть обрамлен огненно-красным ореолом и в большинстве случаев изображается со шнуром "упавита" и многочисленными украшениями.
Обычно у него четыре руки, в которых он держит по крайней мере шанкху и чакру, но он также может изображаться с двумя руками, восемью, десятью, шестнадцатью или даже более, с различными украшениями и видами оружия.
Если же он выглядит более ласковым - опять-таки, стоя или сидя - то его изображают несколько похожим на йога, или же с одной или более супругами, держащим различные виды оружия в соответствии с числом своих рук. Также рядом с ним могут быть изображены Брахма и другие.
Другие формы, которые может принимать Нарасимха, таковы: огромный лев, слизывающий все сущее; воплощение Истины, Знания и Блаженства; комбинированная форма, напоминающая Вараху; или же в изображении могут присутствовать мотивы Сударшаны - он может либо держать диск, как оружие, либо слиться с ним в одно целое. ...Что касается точных размеров [божества], то их вполне можно узнать.
Различных особенностей в иконографии Нарасимхи существует множество, но две наиболее часто изображаемые сцены - это разные моменты битвы между Божеством и Хиранйакашипу и Нарасимха, выпускающий своими ногтями демону кишки. В конце этой книги находятся иллюстрации, в которых мы попытались представить самые различные изображения Нарасимхи, от ласкового, сидящего со своей супругой и Прахладом, до жестокого убийцы Хиранйакашипу, от Нарасимхи в медитативной йога-мандале до Нарасимхи, представленного как центр всех воплощений на редкой фотографии Даш-аватар, от исторических икон Южной Индии и барельефов субконтинента до изображения Нарасимхадевы, находящегося в Калифорнии и по всему миру.
Наша книга начинается с обзора самой истории, включающего в себя детали из нескольких различных источников, но следующего, в основном, версии, изложенной в "Бхагавата Пуране". Особое внимание будет уделено истории о Варахе и Хиранйакше, поскольку она играет значительную роль в развитии Нарасимха-лилы. В следующем разделе собраны молитвы, преимущественно те, что были произнесены Прахладом. И хотя в этом разделе собраны далеко не все молитвы, он, тем не менее, дает представление о духе преданности Нарасимхадеве, присущему вайшнавам со всего мира. Затем, в третьем разделе, представлено наше исследование, касающееся теологического аспекта данной истории - мы рассмотрели следующий вопрос: обладает ли Бог какой-либо внешностью? И, если да, то справедливо ли считать изображения Нарасимхи возможными проявлениями этой внешности? Что подразумевается под личностным аспектом Бога на Западе и что на Востоке? И в последнем, четвертом разделе, находятся фотографии вышеупомянутых изображений, поскольку они являются существенной частью проявления Нарасимхи и совершенно необходимы при совершении Ему поклонения.
Я хочу поблагодарить своих многочисленных друзей за использованные в данном издании фотографии, а также за другую разнообразную помощь в издании этой книги, особенно Дасаппу и Джеральда Сурйу, Гопала Бхатта, Гопавриндапала, Андрея Петрова, Г. Дэниела Смита, Гая Бека, Йогешвара, Чатуратму, Йамараджа из BTG, Гаура Кешаву, Йашоданандана, Индрадйумну Свами, Дхрити и Рамдаса, Майапура, Сатйанарайану, 108, Стива и Кейт, а также неутомимых преданных со Второй авеню, 26. Всем этим преданным, а также многим другим - вы знаете, кого я имею в виду! - я должен огромное число раз выразить свою благодарность.
УГРА НАРАСИМХА
Здесь изображено божество Нарасимхадевы с восемью руками, в клочья разрывающее Хиранйакашипу, и Прахлад, взирающий на это, находясь под коленом Господа Нарасимхи.
(Кришнапур Матх, Удупи, Карнатака.)