Ганеше, божеству качеств, устранителю всех препятствий — Ему мы оказываем глубочайшее почтение!
Можно почитать Гаджакантхаднатха в начале Шива-пуджи мантрой:
ГАДЖАНАНАМАХАМ ВАНДЕ ГАДЖАКАНТХАДА РУПИНАМ |
ВИТХНАХАРАНАМ САДА НАУМИ РИДДХИ СИДДХИ ПРАДАЙАКАМ ||
НАМАСТЕ СРИШТИ РУПАЙА НАТХА РУПАЙА ТЕ НАМАХ |
БХАКТА ПРИЙА ДЕВАЙА НАМАСТУБХЙАМ ВИНАЙАКА ||
Какова природа Господа Ганеши?
ШЛОКА 22
Бог Ганеша — это покровитель искусства и науки с ликом слона, Устранитель препятствий и Хранитель дхармы. Он царствует как сила справедливости, воплощение кармического закона Шивы во всех трех мирах. Аум.
БХАШЬЯ
Бог Шива, Всемогущая Сила, создал небеса и землю и Господа Ганешу для наблюдения за сложными кармами и дхармами на небесах и на земле. Господь Ганеша был создан как управитель и межпланетарный, межгалактический бог. Его знания бесконечны, его суждения справедливы. Не кто иной, как Господь Ганеша, и его мощный сонм ганов мягко помогают душам выйти из пучины Нараки и приводят к высшему сознанию после того, как принесено покаяние, и ведут их по прямому пути к дхармичной судьбе. У него сложный ум, он любит пышность, обожает все сладкое и любит лесть. Бог Шива объявил, что Его сыну должно быть оказано поклонение первому, даже перед Ним Самим. Воистину, он — бог кармы. Все махадэвы, младшие боги, дэвы и чувствующие существа должны поклоняться Ганеше до того, как будет совершен какой-либо ответственный шаг. Те, кто этого не делает, ограничены собственными рамками. Воистину, поклонение ему определяет судьбу человека. В «Тирумантирам» сказано: «Он, сын Шивы, пятирук, имеет лицо слона и мощные бивни, подобен обликом месяцу, он — цветок мудрости, пребывающий в сердце, его стопы я славлю». Аум Намах Шивайя. Устранитель препятствий, Ганеша держит в руках петлю и стрекало как знаки его благой силы, разрешающей событиям произойти или предотвращающей эти события. Поэтому мы призываем его милость и мудрость перед любым поклонением или решением какой-либо задачи. Аум.
Каковы особые обязанности Господа Ганеши?
ШЛОКА 23
Устранитель препятствий, Ганеша держит в руках петлю и стрекало как знаки его благой силы, разрешающей событиям произойти или предотвращающей эти события. Поэтому мы призываем его милость и мудрость перед любым поклонением или решением какой-либо задачи. Аум.
БХАШЬЯ
Господь Ганеша, бог времени и памяти, пребывающий в муладхара-чакре, удерживающий равновесие между высшими и низшими чакрами, поддерживает все чувствующие существа. Он держит у себя чертежи всего прошлого и будущего всей вселенной — этого божественного шедевра. Только добро исходит от бога Ганеши, который, приняв форму слона, отличается от других богов. Чарья-пада начинается с поклонения ему. Он отводит несчастья от тех, кто выполняет покаяние во имя его. Он руководит нашей кармой, находясь внутри нас и определяя время событий. До совершения любого важного начинания мы просим его убрать препятствия с пути, если будет на то его воля. Этот Господь Препятствий делает так, чтобы мы не навредили себе, живя по несовершенному плану или выражая ненужные просьбы, либо начиная непродуманное предприятие. Перед тем как мы обращаемся к нему, он ожидает, что мы применим все свои умственные способности для того, чтобы прийти к тому решению, которое он принял. Так говорят Агамы: «Эти Владыки, которые, стоя на чистом пути, выполняют разные обязанности, происходящие из высокой сферы майи, находятся на отрие воздействий высокой сферы майи». Аум Намах Шивайя.
Ганапати упанишада. (Перевод Лобанова С.В.)
«Ганапати упанишада» входит в канонический список «Муктика упанишады». Принадлежит к группе шиваитских упанишад и традиционно относится к упанишадам Атхарваведы. Основная идея этой упанишады — прославление величия слоноликого божества Ганапати, бога мудрости и удачи в любом начинании, отождествляемого в «Ганапати упанишаде» с высшей реальностью, т.е. Брахманом.
Индуистская секта ганапатьев, почитавших Ганапати в качестве верховного божества и ныне практически полностью слившихся с шиваитами, придавала особое значение этому священному тексту. Первые пятнадцать стихов этой упанишады составляют важный ритуальный текст — «Ганапати атхарваширшу», — а следующие за ними стихи описывают заслуги, достигаемые его чтением при различных обстоятельствах и намерениях. «Ганапати атхарваширша» — одно из наиболее часто читаемых прославлений Ганапати в средневековом и современном индуизме. (О, Шамбхуджати Гуру Горакшанатха джи), пребывающий на vayuloka (царство воздуха) в йогической позе на горе Алакха, ты - воплощение Омкары и Адинатха.
1. Ом. Лам. Поклонение тебе, Ганапати!
2. Ты воистину есть То. Ты — единственный Создатель. Ты — единственный Вседержитель. Ты — единственный Разрушитель. Ты воистину это всё, ты — Брахман. Ты воистину есть Атман.
3. Всегда правду говорю. Истину говорю.
4. Защити же ты меня! Защити говорящего, защити слушающего, защити жертвователя, защити устроителя [жертвоприношения], защити повторяющего [это] ученика! Защити того, кто на востоке, защити того, кто на юге, защити того, кто на западе, защити того, кто на севере, защити того, кто сверху, и того, кто снизу. Со всех сторон охрани меня, охрани повсюду!
5. Ты наполнен речью, ты полон сознания. Ты исполнен блаженства, ты наполнен Брахманом. Ты — Бытие-Сознание-Блаженство, единый без второго. Ты воистину есть Брахман. Ты полон знания и способности постижения.
6. Весь этот мир порождается тобой. Весь этот мир пребывает в тебе. Весь этот мир растворяется в тебе. Весь этот мир возвращается в тебя. Ты — земля, вода, огонь, воздух и небесное пространство. Ты — четыре размера речи. Ты превосходишь собой три гуны. Ты превосходишь собой три тела. Ты превосходишь собой три времени. Ты всегда пребываешь в муладхаре. Ты — внутренняя сущность (Атман) трёх шакти. Тебя постоянно созерцают йогины. Ты — Брахма, ты — Вишну, ты — Рудра, ты — Индра, ты — Агни, ты — Ваю, ты — Сурья, ты — Чандра во время новолуния, ты — Брахман, бхур-бхувах свах и Ом.
7. Cначала произносится согласная га, затем — первая из гласных (т.е. а) и носовой звук в образе полумесяца с анусварой. Вместе с тара-мантрой (т.е.Ом) эти звуки образуют форму мантры (т.е. Ом гам) [Ганапати].
8. Cлог га — первая, слог а — средняя, носовой звук — последняя, и бинду — окончательная ее части, нада же — их соединение вместе. Такова мантра (видья) Ганеши.
9. Риши [этой мантры] — Ганака, метрический размер — нричад-гаятри, божество — Шри Махаганапати. [Полная форма мантры:] Ом гам Ганапатайе намах («Ом гам. Поклонение Ганапати»).
10. Экаданту да постигнем! Медитируем на Вакратунду. Обладатель бивня да направит нас [по истинному Пути]!
11-14. На одноклыкого, четырехрукого, держащего петлю и стрекало, бесстрашного, благостного, сильнорукого, восседающего на мыши, обладателя красного свисающего живота и больших трясущихся ушей, облаченного в красные одежды, с членами тела, умащенными красными благовониями, украшенного превосходными красными цветами бога, исполняющего желания своих преданных, непорочную Причину мироздания, превосходящего собою все существа, весь сотворенный мир, Пурушу и пракрити, — тот йогин, кто так медитирует постоянно, тот — лучший среди йогинов.
15. Поклонение Повелителю обетов, поклонение Повелителю ганов, поклонение Повелителю праматхов, да будет тебе поклонение! Толстобрюхому, Одноклыкому, Устранителю препятствий, сыну Шивы, благообразному — поклонение, поклонение!
16. Кто так на эту атхарваширшу медитирует, тот единства с Брахманом достигает. Он повсюду будет счастлив. Он никакими препятствиями не будет ограничен. Он от пяти великих и пяти малых грехов избавится. Вечером так медитируя, он устраняет грех, совершенный днем. Утром так медитируя, он устраняет грех, совершенный ночью. Тот, кто трижды в день (во время трех сандхья) так медитирует, тот безгрешным становится и обретает добродетель, благополучие, наслаждение и освобождение.
17. Эту атхарваширшу не следует давать неученику. Тот же, кто в заблуждении даст ее [тем, кому не следует давать], тот будет грешником.
18. Тот, кто желает чего-либо, достигнет этого тысячекратным прочтением полностью [этой атхарваширши]. Тот же, кто [с этими мантрами] совершит абхишеку образа [Ганапати], тот будет красноречивым. Тот, кто в день чатуртхи, сосредоточив свой ум, выполнит джапу [этих мантр], тот станет обладателем знания. Так гласит поучение Атхарвана: «Направляющийся к Брахману никогда не испытывает страха». Тот, кто пожертвует побеги дурвы, тот [в богатстве] превзойдёт самого Вайшравану. Тот, кто пожертвует поджаренные зёрна, тот станет весьма прославленным, тот станет весьма мудрым. Тот, кто пожертвует тысячу сладостей модака, тот обретёт желанный плод. Тот, кто пожертвует [с этими мантрами в священный огонь] поленья и очищенное масло, тот всего желаемого достигнет, тот всего желаемого достигнет. Тот, кто принимает [у себя дома c целью чтения этой атхарваширши] восьмерых брахманов, тот своим сиянием станет подобным Сурье. Тот, кто при затмении солнца, [стоя по пояс] в большой реке или вблизи образа [Ганапати] делает джапу [этих мантр], тот обретёт совершенство в мантрах, все великие преграды преодолеет, от всех великих недугов избавится.
19. Тот всезнающим станет, тот всезнающим станет — тот, кто знает эту упанишаду.
Такова «Ганапати упанишада» Aтхарваведы.
Вот некоторые имена Ганапати: Дхумракету, Сумукха, Экадантха, Гаджакарнака, Ламбодара, Вигхнараджа, Ганадхйакша, Пхалачандра, Гаджанана, Винайака, Вакратунда, Сиддхи-Винайака, Супракарна, Херамба, Скандапурваджа, Капила, Вигнешвара... Он также известен как Маха-Ганапати и Уччиштха-Ганапати. Последнее проявление Ганеши особо почитается приверженцами Вамамарги (Вамачары или т. н. Пути Левой Руки). Важность Шри Ганеши в нашей жизни неизмерима. Его значимость сегодня также важна как тогда, когда махариши Веда-Вйаса бессмертную Махабхарату. Когда махариши размышлял, кому посвятить это эпическое произведение, дэвариши Нарада сказал, что он должен обратиться ни к кому другому как к Шри Ганеше.
Правитель Ганеша - это выражение знания, мудрости, успеха и самого Брахмы. Он показывает важность Сиддхи [достижений] и Буддхи [мудрости] для достижения Брахма-Гйаны и, следовательно, Мокши . Поэтому, Шри Ганеша становится главной дэватой, чье благословение помогает идти по пути к просветлению. Вследствие этого в Джйотише Он представлен грахой [планетой] Кету , которая связана с Мокшей.
Согласно многим историям в Пурнах, Шри Ганеша благословлен получать первое обращение (первая мантра адресована ему). Поэтому каждая церемония или пуджа начинается с мантры Шри Ганешу. Даже перед началом любого обучения или образования должно быть получено благословение Шри Ганеши, а также при основании строительства.
Двенадцать основных имен Шри Ганеши соответствуют двенадцати раши [знакам сидерического зодиака].
Имя Раши [знак] | Значение имени | Мантра |
Вакратунда Меша [Овен] | Тот, кто с извилиcтым хоботом | Ом-Вакратундаайа-Намах |
Экаданта Вришабха [Телец] | Тот, кто с одним клыком | Ом-Экадантаайа-Намах |
Кришна-Пингаакша Митхуна [Близнецы | Тот, кто с темными красно-коричневыми глазами | Ом-Кришна-пингаакшайа-Намах |
Гаджавакра Карка [Рак] | Тот, кто со ртом слона | Ом-Гаджавакраайа-Намах |
Ламбодара Симха [Лев] | Тот, кто с большим телом | Ом-Ламбодараайа-Намах |
Виката Канйа [Дева] | Тот, кто с большим телом | Ом-Викатаайа-Намах |
Вигхнарадж Тула [Весы] | Король препятствий | Ом-Вигхнараджайа-Намах |
Дхумраварна Вришчика [Скорпион] | С дымчатым цветом лица | Ом-Дхумраварнаайа-Намах |
Пхалачандра Дхану [Стрелец] | Тот, кто бросает тень на гребень Луны | Ом-Пхалачандра-Намах |
Винайака Макара [Козерог] | Тот, кто устраняет препятствия | Ом-Винайака-Намах |
Гаджапати Кумбха [Водолей] | Король слонов (мудрость) | Ом-Гаджапатайе-Намах |
Гаджанана Мина [Рыбы] | Тот, кто относится к классу слонов (мудрость) | Ом-Гаджананайа-Намах |